МБДОУ Детский сад №9 "Снежинка" г. Кашина
Главная
Документы
Информация
Новости
Педагоги
Здоровье
Питание
Образование
Родителям
Фото











































































Делимся опытом работы
« Формируем у детей навыки осознанного безопасного поведения на улице»

Ежегодно на дорогах российских городов гибнут сотни маленьких детей, многие получают травмы, которые отрицательно влияют на всю их дальнейшую жизнь. Среди детей – дошкольников процент травматизма составляет небольшую часть. Связано это с тем, что они, как правильно, на дороге находятся вместе со взрослыми. Но как только они становятся более самостоятельными в начальной школе, число детей, пострадавших в дорожно – транспортных происшествиях ( ДТП), резко возрастает. Поэтому основы дисциплинарного поведения детей необходимо закладывать именно в дошкольный период развития.
« Программа воспитания в дошкольном образовательном учреждении» предусматривает обучение дошкольников правилам безопасного поведения на улице и правилам пользования общественным транспортом.
В нашем дошкольном бюджетном образовательном учреждении детском саду №9 « Снежинка» комбинированного вида уделяется особое внимание профилактике детского травматизма нам улицах и дорогах. Научить детей поступать в соответствии с нормами безопасности – одна из важнейших педагогических задач. Ведь с бережного отношения к своей жизни начинается отношение к любой другой жизни как к безусловной ценности. Ознакомление детей с правилами дорожного движения в ДОУ основывается на методических принципах постепенности, активности, дифференцированности и творческого подхода к изложению материала. С ранних лет ребенок должен усвоить, что дорога несет потенциальную опасность, которую можно избежать, если выполнять правила, быть дисциплинированным и внимательным.
Для правильной организации своей работы с детьми в группе и на улице по ознакомлению с правилами дорожного движения каждый воспитатель должен сам хорошо знать правила дорожного движения. В первую очередь все педагоги изучили правила движения. В помощь воспитателям в методическом кабинете оформили уголок « Это должен знать каждый», разработали рекомендации по проведению занятий с детьми по правилам дорожного движения; подобрали методическую и детскую литературу; конспекты занятий и бесед о правилах дорожного движения; демонстрационные карты с методическими рекомендациями по воспитанию и обучению дошкольников безопасному поведению на улицах города; плакаты; диск « Азбука безопасности на дороге» и др.
Наш коллектив разработал долгосрочный проект « Мы – пешеходы». Участники проекта дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, сотрудник ГИБДД Чулков Андрей Викторович. Цель проекта: формирование у детей навыков безопасного осознанного поведения на улицах города. Проект реализуется по двум направлениям:
- совместная деятельность с детьми;
- взаимодействие с родителями. В течение года наши воспитанники регулярно знакомятся с правилами дорожного движения, получают представление о светофоре, его назначении и сигналах, учатся различать и называть цвета, а также что они обозначают, знания о правилах поведения на улице. Педагоги у детей воспитывают внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение оказывать помощь друг другу.
Начиная со средней группы в циклограммы совместной деятельности воспитателя с детьми включен раздел ОБЖ, где педагоги дают детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения, помогают овладеть элементарными навыкам поведения на улице, в транспорте, развивают у дошкольников самостоятельность и ответственность. В группах составлены перспективные планы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения.
С детьми совершаем целевые прогулки, экскурсии по улицам с целью ознакомления и закрепления знаний детей о правилах поведения на улице, о правилах дородного движения, познакомили детей с работой милиционера. Приглашали на встречу с детьми сотрудника ГИБДД Чулкова А.В.. В процессе встреч обсуждали темы: « Безопасное поведение на улице», « Что рассказывают знаки на улицах», « Улицы моего города», « Мчатся по улице автомобили», « Проезжая часть» и др. Андрей Викторович приводил примеры, к чему могут привести шалости на дороге, познакомил детей с дорожными знаками, предназначенные для водителей и пешеходов. Детям были вручены памятки « Будь внимателен на дорогах».
Занятия по обучению детей правилам дорожного движения воспитатели проводят в игровой форме с использованием иллюстраций, плакатов, дидактических игр, кукольного театра. Увлеченные же интересным занятием, ребята, сами того не замечая, постигают основные элементарные нормы безопасного поведения на улице или дороге. Очередность изложения тем занятий подчиняется принципу от простого к сложному.
Педагоги используют различные формы и методы организации обучения с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей. Воспитатели закрепляют с детьми пройденный материал на занятиях по физкультуре, рисованию: « На чем люди ездят», « Нарисуй дорожный знак, который встретится тебе по дороге в детский сад», « Мы едем, едем, едем..» и др., по аппликации « Светофор», по ручному труду дети изготавливают из бумаги, картона, коробок различные машины, гаражи, дома, светофор и т.д., во время конкурсов и досугов. Очень интересно прошло развлечение по ознакомлению детей с правилами дорожного движения « Вечер веселых и находчивых». Дети отвечали на вопросы, пели и веселились с героями мультфильма « Кот Леопольд».
Игра – наиболее доходчивая для детей форма усвоения и приобретения знаний и навыков. В младшей группе организовали сюжетно –ролевую игру « Шоферы». Как показывает практика, дети всегда с удовольствием принимают роль шофера. Шофер самостоятельно оборудует автобус, занимает свое рабочее место, управляет автобусом ( изображает звуками работу мотора). Пассажиры могут поехать а магазин, в гости или просто покататься. В средней группе шофер уже соблюдает правила дорожного движения, остановку автобуса по сигналу светофора. В старшем возрасте дети играют в сюжетно –ролевую игру « Дорожное движение». В группах мы создали условия: выложили из линолеума пешеходные дорожки, проезжую часть, установили светофор, сделали костюмы для « милиционеров – регулировщиков» и игра началась. Дети берут на себя роль сотрудника ГИБДД: останавливают машины, если шофер нарушил правила, делает протокол в документах или замечание и записывает номер машины. В процессе игры педагогам сразу видно, как усвоили дети уроки по безопасности движения, хорошо ли изучили дорожную грамоту. Детям игра приносит удовольствие и пользу: у них развиваются выдержка, умение быстро реагировать на сигнал светофора, различать знаки.
Немаловажное значение имеет подбор настольно –печатных игр. Эффективно используем настольные игры с картинками, такие кА « Дорожные знаки», « Улица», « Час пик». Педагог Носова И.Н. разработала свою дидактическую игру в двух вариантах « Составь дорожный знак» и « Кто быстрее соберет дорожный знак?». У детей развивается произвольное внимание, зрительная память, осмотрительность на дорогах, осторожность. Используем также стихотворные разминки.
При проведении подвижных игр « Цветные автомобили», « Воробушки и кот», « Автомобили», « Светофор и скорость», « Умелый пешеход» и др. закрепляются и расширяются навыки ориентировки в пространстве, воспитывается быстрая реакция на световые и звуковые сигналы, на изменения ситуации. Подвижные игры проводим на улице, в группе, зале. Для них изготовили атрибуты – дорожные знаки, нагрудные трафареты различного транспорта, рули, светофор и др.
В старшей и подготовительной группе создали, совместно с детьми, макет « Улицы, по которым мы ходим». За основу взята улица, на которой расположен детский сад, и прилегающие улицы со всеми их особенностями. Особое внимание уделяется дорожным знакам на этих улицах.
В старшей и подготовительной группе созданы « Уголки безопасности». Приобретены дидактические игры, светофор, детские энциклопедии, плакаты.
Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослого. Если родители постоянно нарушают правила дорожного движения в присутствии детей, вряд ли можно рассчитывать, что пропаганда безопасного поведения на улице возымеет должное внимание.
Мы провели анкетирование, насколько серьезно относятся родители к обучению детей правилам дорожного движения и насколько они сами могут служить для своих малышей положительным примером грамотного пешехода. Полученные данные были довольно неутешительными. Большинство родителей ограничиваются простыми ответами, не разъясняют ребенку ситуации на дороге. Поэтому возникла необходимость провести родительское собрание « Ребенок и правила дорожного движения» в старшей группе. Родители принимали участие в играх по правилам дорожного движения, учились применять их в процессе общения с детьми. А также родителям предложили рекомендации и советы « Взрослые и дети на улицах города».
В вестибюле старшей группы оформили информационный стенд для родителей и детей « Безопасность дорожного движения», на котором расположены наглядные материалы по пропаганде безопасности дорожного движения. В приемной комнате средней группы на видном месте, расположили папку – раскладушку « Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения», чтобы родители могли ознакомиться с содержанием, представленных на них материалов. Были проведены консультации с родителями « Улица глазами ребенка» ( средняя гр.), « Дисциплина на улице – залог безопасности пешехода» ( старшая гр.)
Таким образом, мы смогли сформировать представления детей о том, что правила помогают людям быть здоровыми, что они служат порядку, являются помощниками в различных ситуациях. Укрепили материально-техническую базу для работы по данному направлению. Наглядный и дидактический материал способствовал формированию у детей осознанного отношения к соблюдению правил дорожного движения. Почти все родители проявляют стремление к сотрудничеству с детским садом по развитию у детей навыков безопасного поведения на улице, появился интерес у родителей к проблемам ДОУ.

ssf79 Хостинг Джино